3д лица с помощью программы блендер. Blender3D от моделирования до анимации. Обучение. Практическая работа «Самолет»

Blender - это очень популярная свободная программа для 3d моделирования и проектирования различных трехмерных объектов. Программа используется многими дизайнерами и в том числе для создания известных и популярных проектов. Blender применялся при съемке некоторых фильмов и мультфильмов, а также разработки игр.

В этой инструкции мы рассмотрим основы использования Blender для начинающих, тех, кто еще никогда не пользовался этой программой. Мы разберем навигацию по программе и основные ее возможности чтобы вы могли свободно ориентироваться в ее интерфейсе и не испытывали трудностей.

Это кроссплатформенная программа, которая может быть установлена на WIndows, Linux или MacOS. Установочный файл для Windows и MacOS вы можете загрузить на официальном сайте . Что касается Linux, то в большинстве дистрибутивов можно получить программу из официальных репозиториев. Например, в Ubuntu для этого достаточно выполнить команду:

sudo apt install blender

Затем вы можете запустить программу из главного меню.

Как пользоваться Blender для начинающих

1. Главное окно программы

Главное окно можно поделить на несколько условных областей, которыми вам предстоит пользоваться. Вот они:

  • Основное меню программы;
  • Меню переключения вида;
  • Левая панель навигации;
  • Панель инструментов справа;
  • Основная рабочая область;
  • Строка времени внизу.

Все эти области были подчеркнуты на снимке экрана. По умолчанию в рабочей области отображается 3D фигура - куб. Дальше мы рассмотрим основные действия, которые можно с ней сделать.

2. Основы навигации

Программой очень просто управлять, вот основные приемы навигации:

  • Чтобы изменить угол обзора зажмите среднюю кнопку мыши и перемещайте ее;
  • Чтобы перемещаться вверх-вниз или назад-вперед зажмите кнопку Shift и среднюю кнопку мыши, затем двигайте ее;
  • Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки;
  • Чтобы выбрать объект щелкните по нему правой кнопкой или щелкните правой кнопкой вне объекта, чтобы отменить выбор;
  • Для выбора нескольких объектов удерживайте кнопку Shift во время выбора;
  • Чтобы выбрать все объекты нажмите A, и еще раз чтобы отменить выбор, выбранные объекты будут выделены желтым.


3. Режимы работы

Программа для 3D моделирования Blender может работать в нескольких режимах:

  • Режим объекта (Object mode) - позволяет выбирать объекты, перемещать их, поворачивать, и двигать как вам нужно;
  • Режим редактирования (Edit mode) - позволяет изменить вершины объекта, его линии и плоскости, вы можете изменять сетку в этом режиме.
  • Скульптурный режим (Sculpt mode) - режим редактирования 3D сетки;
  • Режим рисования (Vertex Paint mode) - позволяет изменить цвета фигур;
  • Режим рисования текстур (Texture Paint mode) - позволяет раскрашивать текстуры;
  • Режим толщины (Weight Paint mode) - позволяет изменить толщину поверхностей;
  • Сеточный режим (Particle mode) - удобен для работы с системами частиц.

Для переключения между этими режимами можно использовать кнопку Tab или меню:

В этой статье мы будем использовать только первых два режима, они основные.

4. Изменение объектов

3D моделирование Blender начинается с изменения объектов. Обратите внимание на стрелки, которые появляются около объекта, когда вы его выбираете. Это направляющие стрелки, и они указывают на грани системы координат. Красная стрелка соответствует оси X, зеленая - ось Y, а синяя - ось Z. Эти стрелки позволяют более точно перемещать объекты.

Переместить объект можно несколькими способами:

  • Просто перетащите его правой кнопкой мыши;
  • Нажмите G и перетащите объект в нужное место;
  • Нажмите на одной из стрелок и перемещайте объект вдоль нее.


Поворачивать объекты тоже очень просто. Все что нужно сделать - это выбрать объект и нажать кнопку R. Если вы хотите повернуть объект вокруг определенной оси, нажмите R, а затем одну из клавиш X, Y, Z. Они соответствуют осям координат.

Для масштабирования используйте кнопку S. Опять же, для масштабирования по одной из осей нажмите X, Y или Z.

5. Создание объектов

Работа в Blender предполагает не создание нескольких объектов в основной области. Сначала обратите внимание где находится 3D курсор. Именно в этом месте будет вставлен объект. По умолчанию он расположен в начале координат, но вы можете его переместить в любой место просто кликнув левой кнопкой.

Затем откройте меню "Add" в нижней части экрана и выберите нужный тип объектов, например, фигуры (Mesh), а затем саму фигуру. После ее добавления она появится около курсора. Так вы можете добавить любой объект.

6. Редактирование объектов

В режиме редактирования вы можете изменять размеры и характеристики объектов. Можно выбирать отдельные части объектов: вершины, линии и плоскости. Что нужно выбрать можно указать на панели:

Дальше работа похожа на перетаскивание объектов. Выберите нужную часть правой кнопкой и тащите куда нужно. Также в режиме редактирования вы можете выделить несколько вершин и объединить их вместе. Для этого выберите нужные вершины с помощью "Shift" затем нажмите "W" и выберите пункт меню "Merge".


Также в режиме редактирования вы можете вытягивать части объекта. Для этого выберите грань, вершину или плоскость, а затем нажмите "E" и перетащите ее в нужное место.

Вы можете вырезать часто объекта чтобы перетащить ее в другое место или развернуть. Для этого нажмите Ctrl+R и выберите нужную часть просто двигая мышь, затем эта часть будет отмечена и вы сможете сделать с ней все что нужно.



7. Модификаторы

Модификаторы позволяют изменять характеристики вашей фигуры по определенным алгоритмах. Чтобы использовать модификаторы вернитесь в режим объекта, затем на правой панели выберите иконку со значком ключа:


Дальше нажмите "Add Modifier" и выберите нужный модификатор. Вы можете поэкспериментировать с ними. Чаще всего вам придется использовать "subdivision surface". Он позволяет сгладить углы поверхности. Все параметры модификатора будут находиться на правой панели. С помощью пункта "View" вы можете настроить силу скругления:


8. Сохранение результата


Мне, как автору этого блога очень приятно было узнать о человеке, не только хорошо знающем Blender, но и способным взять на себя нелёгкий труд обучения!
После обращения к читателям об обучении Blender ко мне практически никто не обратился пока. Но, сегодня, я рад сообщить о таком специалисте. Знакомимся!

Blender3D от моделирования до анимации

Степанов Антон Юрьевич

Контакты:

Скайп: tony_step

Еmail: [email protected]

instagram.com/tonystep1110

www.youtube.com/user/tonystep3d/videos

tonystep.blogspot.ru

Меня зовут Антон. Мне 25 лет. Трехмерной графикой начал заниматься в 2007 году, изучал программу 3ds max 7. Мне случайно попался диск с множеством разных программ, а небольшой мануал по быстрому старту оказался именно для 3ds max, поэтому установил его. Тогда еще не было стабильного интернета и очень-очень мало обучающего материала. Поэтому приходилось вникать в Ф1 (справка к программе). С появлением стабильного интернета ускорилось и обучение.

В 2009 перешел на Maya, так как понял, что хочу научиться создавать риг и анимацию персонажей.

В 2012 получил задание на реализацию коммерческого проекта, софт должен быть лицензионный, поэтому решил попробовать Blender 3D, так как не мог позволить себе приобрести лицензию на софт, который использовал. Удивило то, что Blender очень легкая программа, мне было достаточно недели чтобы освоиться в ней и начать работать, мгновенно запускается и имеет тот же самый функционал, что макс или майя. Также профессиональному использованию Blender способствуют частые релизы и качественные плагины. Кроме того, существует очень много качественных уроков, которые очень ускоряют обучение.

С тех пор, Blender стал одним из моих основных инструментов для создания 3d моделей, анимации, визуализации, и т.д.

Программа курса

1. Интерфейс, навигация основные инструменты в Blender.

Здесь мы научимся масштабировать и передвигать viewport, вращаться вокруг объекта, а также познакомимся с необходимыми инструментами для работы с трехмерными моделями. Изучим интерфейс программы, горячие клавиши, основные настройки для комфортной работы.

2. Понятие о топологии, правила построения сетки А. Кыштымова.

3. Скульптинг, динамическая топология, сабдивы.

Поговорим о скульптинге в программе Blender, какие инструменты существуют для эффективного скульптинга, настройка кистей. Что за чудесная вещь – динамическая топология, и как она реализована в специализированных программах для скульптинга (Sculptris, Zbrush). Я расскажу Вам о некоторых тонкостях и хитростях, которые я применяю в скульпте.

4. Ретоплогия, юви мапинг, текстуринг.

Что такое ретопология и с чем ее едят. Ретопология лоуполи моделей и ретопология персонажей для анимации в кино и мультфильмах. Создание текстурной развертки персонажей (UV-mapping) и основные приемы текстурирования в Blender и Photoshop.

5. Рендер Cycles, ноды, «запекание» в Cycles

Поговорим о том, как визуализировать «красиво» созданную модель. Что такое рендер Cycles и зачем ему ноды. Как «печь в суслике».

6. Сетап, констрейны и основные инструменты.

Очень долгая, нудная и страшная тема – сетап персонажа, но необычайно интересная. Нет ничего круче, как научить вашего персонажа двигаться.

7. Анимация, основные правила анимации, ключи анимации, кривые анимации.

Анимация, анимация и еще раз анимация. На этих уроках мы будем учиться анимировать персонажа, создадим базовые анимации (ходьба, бег, прыжок), а также научимся создавать аниматики, диалоги и action-сцены.

Вопрос/Ответ

В какое время проходят занятия?

Время проведения занятия обговаривается с преподавателем. Длительность занятия не более одного часа.

Как будут проходить занятия?

Занятия проходят в режиме онлайн (Skype) в индивидуальном режиме. Преподаватель выводит свой экран на обзор и объясняет тему урока. Обучающийся получает домашнее задание, которое ему необходимо выполнить в сроки, оговоренные с преподавателем. В срок выполнения домашнего задания, обучающийся, может проконсультироваться с преподавателем в течение 10 мин (бесплатно).

О чем будет говориться на уроках?

Вы также получите полную видеозапись уроков, таким образом, Вы сможете еще раз пересмотреть их.

В зависимости от условия договора Вы получаете возможность подготовить собственный demoreal (видео презентацию ваших работ) для Вашего портфолио.

Цена на уроки зависит от сложности темы и оплачивается за час. Оплата осуществляется (предпочтительно) банковским переводом.

1. Интерфейс, навигация основные инструменты в Blender (150 руб/час).

2. Понятие о топологии, правила построения сетки А. Кыштымова (150 руб/час).

В настоящее время пользователи могут наслаждаться обилием предложенных программных продуктов. С помощью разнообразия утилит можно совершать невероятное множество полезных действий. Важно лишь правильно использовать предоставленные возможности.
Если есть необходимость в создании полноценных трёхмерных объектов, которые могут быть использованы во многих сферах жизни, то в этом вопросе призвано помочь несколько актуальных приложений. Одним из них является Blender.

Это очень популярный 3D редактор. Программный продукт способен помочь в создании самых разных трехмерных объектов. Также утилита справляется с работой, в ходе которой производятся модели живых существ, анимационные элементы, которые могут быть использованы в самых разных сложных проектах.

Этот софт является очень мощным, в чем может убедиться каждый юзер в ходе его эксплуатации. Однако работать с утилитой не так уж и просто. Рядовому пользователю без инструкции или помощи специалиста разобраться будет сложновато.

Это все связано с тем, что в разработке игр или фантастических видеороликов принимают участие мастера, знающие свое дело. Эти люди прекрасно понимают, зачем им нужна программа-редактор. Именно для этой категории пользователей презентован данный софт.

Знакомство с 3D-реальностью благодаря Blender

Бесплатная утилита может быть установлена на совершенно любое устройство. В дальнейшем же можно будет производить самые разные трёхмерные модели. Каждому юзеру под силу с этой программой сделать целый анимационный ролик или интересную игру.

При работе с софтом не нужно упускать ни одной детали. Предварительно нужно просмотреть рабочее окошко и оценить предоставленные возможности. Это позволит правильно их использовать для достижения поставленной цели.

Первым делом юзерам необходимо познакомиться с интерфейсом данного редактора. Как только пользователь произведет загрузку сервиса, то на экране сразу же появится окошко, в котором предлагается выбрать вариант управления. Представлено три методики. Новичку лучше всего подходит вариант Blender.

В этом случае утилита будет функционировать максимально правильно. То есть не пропадут горячие клавиши и прочие актуальные методики управления. Далее уже можно перейти к изучению интерфейса.

Рабочее окошко разделено на несколько областей. В каждой из них сосредоточены определенные инструменты. Правильная рассортировка помогает юзерам максимально быстро находить все нужные элементы, а затем использовать их. Поскольку разделение по областям является условным, то их можно всячески изменять.

Причем, каждая область снабжена отдельным меню. В нем есть различные инструменты, которые можно использовать для настройки того, что именно будет показываться в данной рабочей области окна. Также просто поменять имеющиеся области между собой, активировать определенные инструменты и произвести много других манипуляций.

Каждая область представлена в виде отдельного окошка. Причем, их можно дублировать. Это очень интересная функция. Пользователям предлагается открыть не один, а два монитора на экране одновременно. Для этого нужно кликнуть по клавише Shift. Далее следует потянуть за указанный треугольник.

При этом нужно зажать левую кнопку мышки. Однако такой принцип работы, когда одновременно открыты несколько окошек, является неудобным для большинства юзеров. По этой причине все ненужные области лучше закрыть и сосредоточиться на том, чтобы выполнять работу в одном.

Это позволит максимально сконцентрироваться на редактировании с использованием горячих клавиш и прочих элементов. Так что всегда нужно расставлять приоритеты. Это даст возможность максимально правильно провести рабочий процесс, сосредоточившись именно на ключевых деталях.

Важно также уделить внимание выбору русского языка если пользователя не устраивает англоязычный интерфейс. Удобство состоит в том, то не нужно дополнительно устанавливать русификатор. В загруженном файле с утилитой он уже имеется. Так что нужно произвести простые настройки.

Раздел с пользовательскими настройками. Получение базовых навыков

В обязательном порядке нужно его посетить. Каждому пользователю просто необходимо выполнить корректировку параметров, чтобы в итоге утилита максимально была подстроена под потребности юзера. Так что начинаем работу именно с этого раздела.

Представлено большое количество пользовательских настроек. Однако далеко не все они нужны для проведения дальнейших манипуляций. По этой причине следует уделить внимание только самым важным.

В первую очередь придется открыть окошко с настройками. При необходимости можно воспользоваться опцией масштабирования, если это пользователям нужно. Колесиком мышки можно регулировать размер окон и прочих параметров.

Можно будет сделать так, чтобы производилось вращение вокруг любых выбранных объектов. Также можно активировать функцию, которая позволит вернуться назад после сделанного изменения. Для этого предварительно нужно указать определенное количество шагов. Эта команда относится к числу наиболее часто используемых.

После этого переходим далее. Очень важно определить камеру — объект, который определит точку, с которой будет видно созданную сцену. Пользователям представлено пространство, в котором можно будет создавать все объекты. Первоначально рабочая поверхность для творчества имеет непривычный вид, наполненная некоторыми объектами и сеткой.

Пирамидка, то есть объект, крайне похожий на нее, является камерой. Так что можно будет просматривать пространство, являющееся сценой, с любого угла. Далее нужно рассмотреть раздел с навигацией. Предварительно выбираем объект одиночным нажатием по нему мышкой. После можно производить его перемещение, используя длительное нажатие.

Можно будет перемещать объект. Для этого наводим на него мышкой и зажимаем кнопку до тех пор, пока новое место не будет выбрано. Далее отпускаем кнопку мышки. Также просто вернуть элемент на прежнее место. Достаточно лишь отменить ранее произведенные манипуляции.

Стандартным объектом, появляющимся по умолчанию, является кубик. При необходимости от него можно будет избавиться, чтобы использовать другой вариант. Кроме извлечения также просто произвести масштабирование, чтобы приблизить или отдалить элемент. Чтобы максимально быстро перемещаться по сцене, следует немного потренироваться.
Можно передвигать объект именно по оси X, Y, Z. При этом из центра элемента будут показываться три линии, которые и являются осями. Благодаря этому удается максимально правильно перемещать элемент. При этом будет производиться плавное скольжение по оси.

Данная утилита наполнена множеством разнообразных инструментов, с которыми работать очень интересно. Иногда рабочий процесс может протекать сложно, но немного практики изменит это в положительную сторону.

Работа с горячими клавишами также предполагается. С их помощью каждый пользователь сможет гораздо быстрее управлять представленными инструментами. Очень важно уметь правильно использовать предложенные горячие клавиши, поскольку они призваны облегчить рабочий процесс.

Практически все функции в данном редакторе можно активировать, используя горячие клавиши. Количество их является просто огромным. По этой причине описывать каждую не имеет смысла. Важно обратить внимание на наиболее востребованные варианты. Особенно важно новичкам оценить данный раздел.

Рабочие моменты. Моделирование

Раз уже с теоретической частью первое знакомство произошло успешно, то пользователям просто необходимо переходить к активным действиям. Приступим к созданию модели №1.Теория никогда не заменит практику. Поэтому важно всегда после получения знаний научиться их правильно применять.

Чтобы произвести добавление объекта, нужно будет первоначально избавиться от размещенного по умолчанию объекта. Некоторые пользователи в процесс проведения работы в первый раз практикуются именно на этой фигуре, а после приступают к более сложным манипуляциям. Удаляем куб, а затем перемещаем указатель мыши непосредственно в центр окошка.

Только после этого уже удается произвести добавление нового элемента в рабочее окошко сервиса.Далее пользователь сможет вызвать меню, в котором представлено многообразие различных элементов, из которых удается выбрать наиболее подходящий вариант.

Далее уже привязываем элемент к кнопке G. Благодаря этому можно будет выполнять движение в различных направлениях одновременно с перемещением курсора мышки. Также просто активировать вращение, после чего будет вращаться вокруг своей оси. Этому способствует предварительное нажатие по кнопке R.

Далее очень просто произвести растягивание размера. То есть объект удается увеличить или уменьшить. Каждая опция привязывается непосредственно к курсору мышки. Так что при движении этого гаджета будут производиться изменения созданного объекта.

Если пользователь желает утвердить ранее произведенные действия, то в этом случае нужно будет кликнуть левой кнопкой мышки. Для отмены нажимаем на правую. Каждая из опций предполагает перемещение объекта исключительно по осям.

Так что указываем вариант движения, а затем уже указываем определенную ось. Но при этом привязаться можно одновременно к двум осям. В общем, опять-таки практические занятия помогут максимально продуктивно работать в программе. Так что нужно немного попрактиковаться, чтобы результат был наиболее эффективным.

Добавление некоторых элементов

Пользователи смогут наполнить проект различными картинками. Вставляем в основное окошко элемент, который будет выступать в роли фонового изображения. Именно из этого объекта будет создаваться трехмерная модель.

Для добавления фотографии нужно будет открыть меню, а затем поставить галочку в пункте под названием Background images. После нужно нажать на кнопку Add image. Далее уже на экране устройства покажется подменю, в котором кликаем по Open. После этого нужно будет из многочисленных вариантов выбрать подходящее изображение и добавить его.

Важно установить такой угол для просмотра объекта, чтобы он был виден со всех сторон одинаково хорошо. Можно теперь будет применить опцию, которая позволит выполнить настройку прозрачности. Для регулировки данного параметра можно воспользоваться специальной шкалой.

Также можно будет разместить объект согласно осям. Для каждого отдельного элемента подбираются наиболее подходящие параметры, чтобы в итоге картинка смотрелась максимально корректно.

На фоне в программе показывается выбранный объект. Поверх его может быть размещена базовая фигура, которую можно подогнать под тот элемент, размещенный сверху фона. Это очень интересное решение, которое позволяет в итоге добиться желаемого 3d эффекта.

Blender - объектно-ориентированная программа для создания трехмерной компьютерной графики. Это не только моделирование, но и анимация, рендеринг, создание игр, обработка видеоматериалов.

Данный пакет инструментов распространяется по свободной лицензии, поэтому у вас есть возможность скачать Blender бесплатно на русском языке. Новая версия уже ждет вас в каталоге.

Blender 3D систематически обновляется группой разработчиков и постоянно развивается. Этому он и обязан своей популярностью. Кроме того, вес дистрибутива всего восемь мегабайт!

Программа Блендер: функции

Программа Блендер 3Д будет интересна и полезна не только профессионалам, но и новичкам. Какие же функции есть у этого редактора?

  • Кроссплатформенная русская версия.
  • Большое количество встроенных примитивов: кривые Безье, полигональные модели, векторные шрифты, система быстрого моделирования в subdivision surface режиме, NURBS поверхности, метасферы, скульптурное моделирование.
  • Встроенные инструменты рендеринга и интеграция с YafRay, LuxRender и пр.
  • Набор инструментов анимации: инверсная кинематика, динамика мягких и твёрдых тел (на базе Bullet), нелинейная анимация, скелетная анимация и сеточная деформация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители и т. д.
  • Blender 3D использует Python для создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, движения файлов, автоматизации.
  • Базовое комбинирование видео.
  • В редакторе есть Game Blender, реализующий интерактивные функции (определение коллизий, движок динамики, программируемая логика).
  • Создание дополнительных real-time приложений.

Интерфейс, которым обладает 3D редактор, нельзя назвать простым. Он далек от стандартного, поэтому вам придется разобраться, как пользоваться. Есть специальные уроки, которые также можно скачать через торрент или просмотреть онлайн.

Горячие клавиши соответствуют определенным функциям. Есть объектный режим (отдельные объекты) и Режим редактирования (работа с данными объекта). Практически все манипуляции выполняются с помощью клавиатуры.

Дополнительные возможности Blender 3D

Перечислим еще несколько важных особенностей программы:

  • Объекты и их данные разделены.
  • Внутренняя файловая система.
  • Различные элементы, объекты, плагины, материалы, шаблоны, текстуры, звуки, изображения сохраняются в единый «.blend» файл.
  • Возможность экспорта в такие форматы, как obj, dxf, stl, 3ds и др.
  • Цветовые схемы, прозрачные плавающие элементы - поспешите обновить ПО, последняя версия может вас удивить своими новшествами.

Загрузите программу прямо сейчас для Windows 7 или других версий, а также для Linux, OS X, Solaris и BSD. Создавайте собственные 3D модели, рисуйте, наделяйте персонажи оснасткой.

Трехмерная компьютерная графика ждет знакомства с вами. Уже более 250 000 человек пользуются этим пакетом, поддержка реализована по всему миру!

КДПВ. По мотивам.

О чем пост

Пост написан по мотивам этого комментария . Особенно вдохновила картинка в ответах к этому комментарию. Изначально хотел здесь написать про UI и основы моделлинга в Blender, но выходит многовато (я словообилен). Поэтому, про моделлинг - позже (если публика захочет). А здесь - про UI Blender с точки зрения непрофессионала.

Вступление/предисловие/disclaimer.

Сварщик я ненастоящий и 3D-моделлингом занимаюсь просто для удовольствия и довольно эпизодически (как видно моим результатам в КДПВ). И очень хочу это подчеркнуть. Ни одна моя модель дальше моего компа не уходила и оценку я давал сам себе. Начинал, как и многие, с 3Ds Max Studio Autodesk (до сих пор не в курсе, как же правильно Тридэмакс зовется). Что такое стек операций, как текстурировать, делать полупрозрачный материал и рендерить – я освоил. Как сделать лодку при помощи NURBS – нет.

После очередной переустановки системы и попытки разобраться, чем «Autodesk 3ds Max 2009» лучше «Discreet 3dsmax 7» и на основании этих данных отдать выбранной версии пакета время на скачивание и гигабайты системного раздела на установку (с попутным загрязнением системы всякими дополнительными программами) я сдался. Мое хобби – моделлинг, а не рендер гигахайполиполуторачасовых мультиков для очередной версии Варкрафта.

К тому времени я уже хорошенько полазил по интерфейсу макса (в основном, чтобы решить очередную проблему типа «как же вернуть отображение стрелочек поворота/масштабирования»), чтобы для себя решить, что макс – это как ворд, почти все пользуются 5% функциональности, остальные 95% нужны профессионалам, которых самих – 5%. Цезарю – цезарево.

В общем и целом, я был готов смириться с потерей возможности назначать волосы на шарик взамен на более manageable программу моделлинга. Поизучав рынок, отбросив остальные комбайны типа Maya и LightWave, не восприняв SketchUp, я поставил Blender. Скажу сразу – мне повезло, и ко времени моих поисков ребята из Blender Foundation ушли от своего старого интерфейса:


Рисунок 0. Интерфейс версии 2.4, который я, к счастью, не застал.

Программа оказалась:

  • Бесплатной – без комментариев.
  • Легковесной:
    • Blender-2.76b-windows64.msi: 79.8 Mb
    • Autodesk 3ds Max 2016 x64 (даже боюсь представить, как инсталлятор выглядит): 7000 Mb (по показаниям рутракера)
  • Manageable. Windows, MacOs, Linux, FreeBSD. Можно скачать.zip-пакет. Скучая за служебным компом с линуксом в командировке, можно вполне себе отдаться хобби, удалив потом после себя следы.
  • Покрывающей все мои хотелки даже с лихвой (сейчас вот вроде они рендер-движок Cycles вовсю полируют – случайно нагугленный пост на хабре , например). NURBS, inverse kinematics, скульптинг – you name it, как говорится. Не хочу быть продавцом бесплатного продукта, просто посмотрите www.blender.org/features , там есть картинки.
  • Способной общаться с внешним миром. Из коробки есть экспорт/импорт в том числе для:
    • .fbx (эти ваши Unity с этими вашими анимациями)
    • .stl (SolidWorks одобряэ, например)
    • .obj (что-то вроде стандарта для 3D пакетов)
    • .3ds (ну а вдруг?!)
В общем, я начал с ней осваиваться, а потом и пользоваться. Процесс идет уже несколько лет. Процесс эпизодичный, и, повторюсь, в виде хобби. Ниже, собственно, мои результаты освоения.

UI

Дефолтное окно



Рисунок 1. Окно версий 2.6+ по умолчанию после старта. Обратите внимание на обведенные красными квадратами кнопки.

Выглядит не мегапросто, но, имхо, это потому, что ребята из BF верят в «показ товара лицом».

Как видно из надписей на картинке, ситуация при старте с настройками по умолчанию следующая:

  • На сцену добавлен кубик, лампа и камера. Что, теоретически, дает нам возможность мгновенно запустить рендер сцены (F12 для старта, Esc для выхода) и получить не черный экран.
  • Открыты панели управления областью 3D-сцены, что, опять же, теоретически, дает возможность сходу потюнить отображаемую сцену.
  • Добавлена область таймлайна на случай, если нам опять же, сходу, захочется кубик поанимировать.
На мой взгляд, решение спорное. Но, с другой стороны, оно показывает сразу и возможность открыть несколько областей, и как замоделенные объекты выглядят, и о настроечных панелях говорит.

На самом деле

Так или иначе, на самом деле, вы видите следующее:


Рисунок 2. Структура окна Blender.

Акцентирую внимание на отсутствие порядковых номеров возле слов «Область». На самом деле, окно самого блендера – это рабочий стол с управляемым набором областей (в программе их называют Area). Меню (в самом верху) – это тоже область. Их можно ресайзить (как обычно, мышкой за край области), разбивать/склеивать (опять же, мышку на край области, правый клик, выбрать желаемый вариант), менять тип (меню – это тоже тип области).


Рисунок 3. Слева - меню разделения/склеивания областей, справа - кнопка смены области (см. также рисунок 1).

Можно сделать ностальгический лэйаут (я таким поначалу пользовался, потом выучил кнопки смены видов в 3D области (NumPad 1,3,7 - спереди, справа, сверху. Если вместе с Ctrl - то противоположные - сзади, слева, снизу. NumPad 5 - переключение между ортогональностью и перспективой)):


Рисунок 4. 3DS Max - подобный интерфейс.


Рисунок 5. Слева помечена кнопка выбора существующего лэйаута, справа - кнопки добавления и удаления текущего лэйаута.

Важно отметить, что в Blender есть функция сохранения настроек UI (File->Save Startup File).

По итогу, я удалил со сцены пред-созданные лампу, камеру и кубик, а так же склеил область анимации с областью 3D сцены, убив таким образом всю задумку ребят из BF . После чего воспользовался указанной функцией. Теперь у меня на старте окно такое:


Рисунок 6. 4 области - меню, аутлайнер (содержимое сцены), настроечная и, собственно, 3D-сцена.

Когда я начинаю новую модель - это самый необходимый минимум. Далее, зная вышеописанное, можно наворотить в плане отображения что угодно.

Резюмируя. Это не Blender страшный, это дефолтные установки спорные.

Навигация

Левая клавиша – установка 3D курсора (о нем ниже) в указанную точку.
Правая клавиша – выбор чего нибудь (объекта, грани и т.п.).

Средняя клавиша:
Драг – вращение вокруг центра сцены (или вокруг курсора, об этом ниже).
Скролл – удаление/приближение от/к центру сцены / куросору.
Tab – переключение режима редактирования (ниже).
Пробел – окно поиска команды.
100500 сочетаний клавиш – остальные команды (о некоторых – ниже).

Работа с программой

Отступление

Как уже указывалось ранее, программа может многое, при этом выглядит удобоваримо со старта. Концептуально говоря, все эти пляски с лэйаутами, на мой взгляд, служат одной цели – позволять пользователю сфокусироваться на определенном типе задачи, ценой отбрасывания ненужных на данном этапе возможностей (сравните предустановленные лэйауты, например, скриптинга и моушен-трекинга).

То есть, программа на разных этапах выглядит по-разному и, в общем случае, требует разных знаний (что лично мне позволяет не загружать мозги редактированием видео, например).

Возвращаясь к максу – я как-то читал, что первые версии были написаны под дос и, соответственно, имели ограничение в 640 Кб (вот можно глянуть прототип вообще vimeo.com/9652184). Отсюда решение – набор программ вместо одной программы. То есть, чтобы отрендерить объемную букву, надо было:

  1. Открыть программу рисования 2D-линий, которая позволяла делать сплайны, например, и нарисовать букву. Сохранить файл, закрыть программу.
  2. Открыть программу 3D-моделлинга с поддержкой Bevel, вытянуть букву в 3D, сохранить, закрыть.
  3. Открыть текстурную программу, натянуть текстуру, сохранить, закрыть.
  4. Открыть программу рендера, отрендерить.
Похожая механика мне видится и здесь, с той лишь разницей, что переключение между видами задач – мгновенное. Задачу, при этом, определяете вы сами. И, что важно для меня, интерфейс остается чистым.

Вступление

Вот тут, по-моему, самое место написать самую важную мантру Blender, которую вы (если начнете с ним знакомиться), встретите практически везде: “Используй горячие клавиши”. Мало кто начинает работу с новой программой, выучив все ее горячие клавиши. На этот случай и предусмотрена панель работы с объектами (см. рис. 1) - обратите внимание на табы слева панели. Кстати, обе панели на области 3D-сцены скрываются/отображаются по нажатию T и N. Окно поиска команды (пробел) - тоже из этой оперы.

Но использование горячих клавиш (по крайней мере, в моделлинге) - лично я очень рекомендую. Благо, основных операций не так уж и много, штук 10-15. За время работы над одной не самой элементарной моделью выучиваются влегкую. Надо признать, что интерфейс позволяет сделать что угодно, не нажав ни одной горячей клавиши. Просто это займет больше времени. Тут как в старкрафте - или ты гоняешь Джима Рейнора по карте и яростно ставишь все его 3 мины кликами по абилкам внизу справа, или контролишь дроп против корейцев.

В следующей серии - про моделлинг.

Теги: Добавить метки

Последние материалы раздела:

Две отличные бесплатные программы для исправления ошибок в реестре
Две отличные бесплатные программы для исправления ошибок в реестре

Ошибки в системе возможны двух видов: аппаратного и программного характера.Аппаратные сбои проявляются в следующем: зависание и торможение...

«Детский интернет» от «Мегафон Как отключить детский интернет от мегафона
«Детский интернет» от «Мегафон Как отключить детский интернет от мегафона

На данный момент компания мегафон является лидером среди операторов связи по предоставлению интернет услуг. До недавнего времени самым быстрым и...

Как знакомиться с новыми людьми?
Как знакомиться с новыми людьми?

Главная цель сервиса - это изучение любого языка из первых уст, от человека для которого этот язык является родным, п.ч. только этот путь является...